Сознание как инструмент: устройство и секреты
Что может быть более наглого, чем попытка попробовать рассказать, что такое сознание. Тысячи лет никто так и не решился на это.
Мы можем легко и просто сказать, что такое молоток, пирожок и самокат, но на вопрос «что такое сознание?».. ответа нет и не дождетесь. Более того, только при самой попытке задать такой вопрос даже себе в душе возникает что-то очень загадочное и высокопарное, а в голове, что-то сложное и жутко научное.. после чего понимаешь, что лучше не начинать. Но кто-то же должен это сделать – так почему бы и не я?
Эта ситуация в таком важном вопросе сложилась потому, что трудно говорить о том чем по существу и в большей степени ты сам и являешься. Конечно это упрощенное определение себя, но оооооочень бооооооольшая доля правды в этом есть.
Опять же не я придумал, а так сложилось, что сознание оно вроде всеобъемлюще Т.е. все в нем содержится – все-все, вообще все. И все что мы воспринимаем и что можем воспринять и то что чувствуем, и то что переживаем и то, что думаем и описываем.. в общем все. Сами понимаете что это как бы не слабая «заявка», причем игнорировать этот факт нельзя, а перебить такую карту не так то и просто.
И поэтому даже просто только приступив к попытке такого описания сознания мы неизбежно столкнемся с двумя очевидными препятствиями:
– трудно описать сознание в категория содержащихся в этом сознании, которое их же (категории) и объемлет и вмещает и является для них основой;
- трудно отделить сознание от содержимого этого сознания т.е. осуществить в отношении него различение т.к. единственным источником этого различения оно само и является. Это как рассказывать об красивом аквариуме не затрагивая его содержимого или о целом мире, но совершенно не касаясь того, что в нем есть.
Вступление
Как я собираюсь преодолеть эти очевидные сложности. Да как-то так и собираюсь. Буду использовать модели, метафоры и аналогии и по возможности говорить просто и понятно, а иногда мифически и иносказательно.
Да и тем более не смотря на стремление к максимальной ясности, моя цель вовсе не дать однозначную картину маслом как все есть на самом деле, а лишь помочь каждому разобраться самому в этом вопросе самостоятельно если такое желание вдруг возникнет.
Дело немного упрощается еще и тем, что у моего изложения есть конкретный контекст – это самоисследование внутренней реальности человека.
Про свет и фонарик
И так первая сложность это, то что сознание это один из наших основных инструментов. Считается, что у нас их несколько тело, ум, психика (эмоции и переживания) и сознание.
А вот и первая ошибка - сознание вовсе не один из этих инструментов, а основной и единственный без которого все остальные в принципе не возможны.
Не возможно для нас тело как инструмент, если мы его не сознаем и о каких переживаниях мы можем говорить, если нет их осознания и т.п. и т.д.
Т.е. сознание единственный и основной наш инструмент, если говорить о человек в инструментальной модели. Остальные инструменты на него опираются и только благодаря ему возможны как что-то отдельное, осознанное и сознательно используемое.
Что же такое сознание. Первая аналогия которая приходит на ум - это свет. А кстати меня всегда удивляло поему именно это слово не подходит к сознанию. Ведь это наиболее очевидно – сознание все освещает. Это как фонарик в темной комнате – направляешь его в темное место и там что-то возникает и ты можешь это что-то рассмотреть взять и использовать.
Причем аналогия с фонариком тоже показательна. Если этот фонарик примотан например скотчем к нашей голове, то он следует за направлением нашего взгляда и точно так же как и в случае сознания - благодаря ему мы можем увидеть все… но не его самого. Свет не может быть направлен сам на себя.
Вторая очевидная вещь это та что свет возможен только в темноте. Если вы светите фонариком в пустой ярко освещенной комнате то ничего не обнаружите. Потому что а) там пусто б) там уже светло.
Отсюдова получается очень и очень важный вывод .. тададада.. – сознание обусловлено. Для того, чтоб оно функционировало нужна «тьма» и нужны вещи которые оно будет освещать. Еще раз – сознание обусловлено. Да, вот так вот – и оно не абсолютно.. и не всемогуще.
Зеркало и осознание
Если мы теперь присмотримся к сознанию более внимательно то поймем, что сознание не просто свет, а точнее это скорее «освещение». Кажется, что разницы нет. А вот и есть. «Освещение» это процесс. Т.е. что-то как бы «освещается» и нам кажется, что это от света оно осветилось, но это не совсем так. Если говорить более точно то это что-то становится «ясным» для нас.
Сознание не просто свет, а процесс освещения в результате которого, что-то невидимое, неясное или неизвестное становится видимым, известным т.е. ясным и понятным. Фактически процесс «освещения» сознанием есть процесс получения «ясности» в отношении чего-то.
Исходя из этого мы можем уже разделить сознание как процесс на две вещи. Первая – отражающая способность или «зеркало». Это собственно то отразившись в чем знание становится видимым или ясным. Вторая это процесс в результате которого мы получаем знание. Т.е. сначала в процессе сознавания мы получаем знание, а потом отражаем (воспринимаем) его и после этого оно становится ясным т.е. осознанным нами.
В таком контексте «зеркало» или отражающая способность является базовой характеристикой сознания. Именно на него опираются все остальные процессы.
Различение феноменов
Сканируя реальность с помощью различающей способности основанной на базовой дуальности сознание определяет в ней «границы». По этим границам выделяются так называемые «феномены». В этот же момент эти феномены «зеркалятся» и они уже сознаются, но еще не «осознаны». Так как мы уже говорили выше для осознания необходим процесс – один из набора: восприятие, переживание или интерпретация.
Как происходит процесс сознаванияе «феномена» в общем. После того как выделена его граница реальность разделяется на «фон» и «фигуру» или феномен и то что его окружает ( из чего он выделен).
Если рассмотреть процесс осознавания вкратце то первым шагом будет осознание самого феномена внутри его границы. Вторым осознание границы и взаимоотношения «внутренне» области и «внешней», затем осознание «внешней» области и окончательный шаг – осознание всей целостности внутреннего, внешнего, границы, их взаимосвязей. В это процессе все этапы порождают новое знание которое тут же представляется зеркалу, а конечным результатом будет осознание феномена в тотальности его проявления как целого.
Посмотрим чем же процесс «отражения» отличается от процесс восприятия? Может показаться, что ничем, но это не так - когда мы говорим о восприятии то подразумеваем восприятие и воспринимающего. А это означает обусловленность процесса восприятия их структурой и идентификацией воспринимающего. А в случае «зеркала» мы говорим о восприятии абсолютно абстрагированном от воспринимающего т.е. в терминах восприятии можно сказать, что это необусловленное безличное восприятие. Но говорить так нет смысла т.к. восприятия опирается на сознание, а не наоборот.
С «зеркалом» т.е. отражающей способностью разобрались. Теперь перейдем к процессу в котором невидимое становится видимым, неизвестное становится известным и т.п.
И тут мы найдем разные «сознания» которые по существу есть способы с помощью которых знания становятся доступны «зеркалу». В случае восприятия – это процесс восприятия т.е. различение, в случае психики это переживание, в случае ума это интерпретация. Все эти три процесса могут быть в разных контекстах названы «сознанием».
Мы можем использовать и другие термины. Например назвать «зеркало» сознанием или чистым сознанием, а процесс в котором порождаются знания, которые затем свидетельствуются (безлично) - осознанием. Тогда у нас будут формально различные виды осознания. Формально потому, что восприятие базируется на сознании, а переживание и ум уже на восприятии. В некотором виде мы можем говорить о матрешке или о иерархии осознания.
И так суть сознания – отражающая способность, процесс сознания аналогичен освещению (и поэтому часто говорят, что сознание это свет) и называется осознанием. Осознание имеет определенную иерархию в зависимости от того какой инструмент для него используется – восприятие, переживание или ум.
И что важно и мы про это уже говорили выше сознание обусловлено – оно не может знать само себя, оно обусловлено своим содержимым и оно как и всякий «свет» без «тьмы» невозможно.
Базовая дуальность
Рассмотрим последние утверждения чуть подробнее. А точнее как сознание осознает себя через свое содержимое. Сознание осознает себя как источник света только находясь во тьме. Находясь в абсолютной темноте как и в абсолютном свете если нет никакого перепада!! освещенности не возможно определить никакой источник и никакой свет или тьму. Это возможно только если есть разница, дуальность, перепад «тьма» и «свет». И тут мы походим к еще одному важному уточнению – сознание как явление возможно только на стыке «света» и «тьмы».
И в этом контексте если мы промоделируем вниманием, что находимся на этом стыке и направим наш взгляд от света к тьме, то мы не будем видеть сам свет, а только ту «тьму» которую он освещает и сколько бы мы ее не освещали, она всегда будет по условию существования сознания не освещенной т.е. непознанной.
Если же мы посмотрим в обратном направлении то увидим свет во тьме который никогда не гаснет и который тьма никогда не может поглотить. Эта модель может нам с уверенностью сказать, что сознание относительно! и эта относительность обусловлена «разделением» - без «разделения» сознания нет. Можно сказать, что в определенном смысле это его суть.
Вот эта базовая дуальность или комбинация «света» и «тьмы» и делает возможным сознание как таковое. Можно назвать эту дуальность (которая может в практическом смысле быть разной) – критерием сознания, или «различающей способностью» которая опирается на «базовую дуальность».
Суть сознания как явления возникающего на стыке «света» и «тьмы» и возможного только благодаря такому разделению мы уже немного рассмотрели, а теперь рассмотрим его в контексте его содержаний т.е. феноменов или того, что оно освещает, а фактически осознает их в процессе осознания и с помощью его (осознания) инструментов.
Различение феноменов
Сканируя реальность с помощью различающей способности основанной на базовой дуальности сознание определяет в ней «границы». По этим границам выделяются так называемые «феномены». В этот же момент эти феномены «зеркалятся» и они уже сознаются, но еще не «осознаны». Так как мы уже говорили выше для осознания необходим процесс – один из набора: восприятие, переживание или интерпретация.
Как происходит процесс сознаванияе «феномена» в общем. После того как выделена его граница реальность разделяется на «фон» и «фигуру» или феномен и то что его окружает ( из чего он выделен).
Если рассмотреть процесс осознавания вкратце то первым шагом будет осознание самого феномена внутри его границы. Вторым осознание границы и взаимоотношения «внутренне» области и «внешней», затем осознание «внешней» области и окончательный шаг – осознание всей целостности внутреннего, внешнего, границы, их взаимосвязей. В это процессе все этапы порождают новое знание которое тут же представляется зеркалу, а конечным результатом будет осознание феномена в тотальности его проявления как целого.
Осознание феноменов
Первой фазе осознания («отождествление») в этом процессе будет соответствовать утверждение «я есть то» и полное тождество сознания и объекта когда сознание себя отдельно не мыслит и от объекта не отделяет и соответственно в этом смысле можно говорить о полном автоматизме.
Второй фазе («единство») соответствует определение сознания как чего-то отличного от объекта, но находящегося в нем и соответственно переживание единства внешнего и внутреннего, субъекта и объекта, а также рассмотрение их отношений - единства и противоположности. На этой фразе сознание уже не «автоматично» т.е. уже осознает себя как что-то отдельное, но еще находится под властью феномена.
Третья фаза («разотождествление») показывает нам освобождение сознания от обусловленности феноменом и наблюдении за ним как бы со стороны. Тут уже уместно говорить об восприятии и обусловленности воспринимающего, который по прежнему зависим от феномена, но уже не тем, что находится внутри, а тем что неразрывно с ним связан границей и общей (хоть и симметричной) конфигурацией. На этом этапе можно говорить лишь об условной независимости сознания от феномена.
Четвертая фаза («освобождение») возвращает нас к чистому (необусловленному) феноменом сознанию. Когда все знания о полноте проявленности феномена представлены «зеркалу».
В результате такого четырех-шагового процесса осознания в отношении феномена может быть достигнута полная «ясность» т.е. можно сказать что он «осознан».
Пора подводить итоги:
1. Сознание обусловлено и относительно
2. Сознание состоит из «зеркала» и процесса осознания.
3. «Чистое сознание» это «отражающая способность»
4. Процесс осознания опирается на «различающую способность».
5. Источником «различающей способности» является «базовая дуальность».
6. В процессе осознавания используя «различающую способность» из реальности выделяется граница феномена.
7. Затем в течение четырех-шагового процесса феномен полностью осознается, а все полученные знания предоставляются зеркалу.
Вот и все :)
Заметьте, что и механизм и процесс полностью автономны и для их функционирования никто и ни в каком виде не нужен.
Многие интересные аспекты конечно остались не затронутыми - возможно мы к ним еще вернемся. И может быть конечно, что такая картинка «сознания» покажется вам банальной или недостаточной или еще какой-то – в этом случае рекомендую вам перечитать вступление.
Наверное местами изложение получилось немного абстрактным – к сожалению это неизбежно и я уже написал почему – сложно объяснять самые простые вещи используя для этого более сложные, так же как и говорить о целом в терминах его частей и содержаний.
В реальности мой подход далек от всякого пиитета божественного или мифического и другого «высокого» отношения к существу вопроса. Контекст самоисследования предполагает прагматизм и я почти уверен, что хотя все описанное может иметь непосредственное соответствие в области физиологи и анатомии, но в нашем случае это не так уж и важно, а важно использовать эти знания для получения конкретных практических результатов в исследовании своего внутреннего мира.