История НЛП

История НЛП

Своим появлением НЛП обязано молодому хиппи Ричарду Бендлеру, поднаторевшему в искусстве гештальт-терапии, и преподавателю лингвистики Джону Гриндеру, в прошлом – разведчику ЦРУ. Вместе они вели терапевтические группы в калифорнийском университете Санта Круз, на которых Бендлер выступал как терапевт, а Гриндер – как специалист по моделированию речевых структур и эффективных форм обучения.

Пользуясь поддержкой таких звезд мировой науки, как Грегори Бейтсон, Милтон Эриксон и Вирджиния Сатир и моделируя их опыт, они создали в 70-х годах свою, исключительно прагматичную модель психотерапии.

Было замечено, что зачастую решающее значение имеет не столько то, что делает психотерапевт, сколько то, как он это делает, какие речевые конструкции и методы взаимодействия с клиентом он использует. Из чего следовал вывод, что изменения проходят на бессознательном уровне, и для эффективности изменений необходимо создать систему непосредственного взаимодействия с бессознательным.

В основу этой системы лег опыт моделирования наиболее эффективных методик лучших психотерапевтов, среди которых особое место заняли речевые обороты выдающегося гипнотерапевта Милтона Эриксона, позволяющие структурировать процессы бессознательного. И не просто структурировать, а ставить перед ним непосредственные задачи. Собственно, поэтому нейро-лингвистическое программирование и получило свое название как система, способная за счет структурирования психических процессов «программировать» бессознательные процессы изменения.

Собственно, такого понятия, как «проблема», в НЛП нет. Есть понятие "паттерн" – повторяющийся шаблон поведенческих или эмоциональных процессов. Соответственно, чтобы «решить проблему», достаточно изменить паттерн. Как это сделать?

В первую очередь, смоделировав новый паттерн. Для этого нужно отказать от мысли «я хочу, чтобы этого не было», заменив ее на мысль «я хочу, чтобы вместо А было В». Чем точнее мы смоделируем искомый результат, тем точнее будет эффект – ведь, как говорил Алисе Чеширский Кот, «Если тебе все равно, куда идти, тебе все равно, где ты окажешься». Часто люди упорствуют в своем нежелании изменяться: «но ведь я не умею!», или «ну я же не знаю, как это будет!». В этом случае полезно задать себе вопрос: «А если бы умел? Если бы знал? Как бы это было?».

После этого остается «вживить» в себя новую модель поведения. Именно для этого, собственно говоря, и создана большая часть методик НЛП, но, не вдаваясь в их описание, можно вывести общий принцип: чем лучше мы прочувствуем себя в новом качестве, тем лучше бессознательное его запомнит, и тем лучше сможет воспроизводить его самостоятельно.

Поэтому, смоделировав нужное состояние, полезно как можно чаще «примерять» его на себя.

При этом, во время примерки полезно обращать внимание на такие детали, как ассоциированное и диссоциированное восприятие образа. При ассоциированном восприятии нужно представить себя в новом образе, «прожить» и прочувствовать его изнутри; при диссоциированном – увидеть свой образ со стороны, просмотреть небольшой фильм про себя-нового. Для лучшего результата имеет смысл отрабатывать оба способа восприятия.

Есть и такой нюанс, который в НЛП называется умным словом «субмодальности», а мы назовем особенностями восприятия. Это относится ко всем каналам восприятия – при вживании в образ могут возникнуть изменения как в телесных ощущениях, так и в зрительной и аудиальной системах.

В телесных ощущениях можно различить такие параметры, как их месторасположение, интенсивность, характер ощущений (тепло, холод, покалывание, боль и т.д.), динамика (статичные, пульсирующие, волновые, с движением).

В визуальных образах выделяют такие характеристики, как яркость, цвет, размер, контрастность, месторасположение образа. В аудиальных сигналах можно выделить такие параметры, как громкость, мелодичность, характер звука, его скорость и чистота.

Поначалу может показаться трудным отслеживать все это, но на помощь приходят практика и тренировка. Более того, все эти характеристики можно изменять, что влечет изменение состояния.

Однако, в большинстве случаев мало изменить только лишь поведенческий паттерн. В основе всего нашего поведения лежит система убеждений и ценностей, которые формируют нашу модель мира. Потому наше поведение всегда будет адекватно тому миру, в котором мы живем, и тому месту, которое в нем занимаем. И наше самоощущение, соответственно, тоже.

Следовательно, для глубинных изменений необходимо изменить наш мир. Это не так сложно, как кажется, потому что весь мир находится внутри нас. Но и не так просто, поскольку все убеждения и установки, в большинстве своем, «живут» в нас долгое время, часто с глубокого детства.

Конечно же, трудно в одночасье разрушить то, что создавалось всю жизнь. Тем более что все эти убеждения, установки и неэффективные модели поведения когда-то были полезны и выполняли нужные функции. Со временем контекст изменился, а модели поведения остались. И наше верное бессознательное по-старинке продолжает делать то, что когда-то получалось. Значит, нужно дать ему новые образцы поведения, подкрепив их новой системой убеждений. Наши модели поведения будут максимально успешны тогда, когда мы живем в мире, созданном для того, чтобы мы были максимально успешны.

Кто-то скажет: но ведь изменяясь, мы перестаем быть собой, и становимся кем-то другим! На это можно ответить словами Ричарда Бендлера: «Какой смысл оставаться собой, когда есть возможность стать кем-то более достойным?».

0
1496
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Толкование сновидений

Рекомендуем к прочтению

О том, как я побывала "на том свете"
0
Кудеяр – казак атаман и разбойник, почему о нём сложено столько легенд? Одни легенды даже связываю с царским родом рюриковичей, называя не много ни мало старшим братом Ивана Грозного. Сказания о нём утверждают что он обладал с волшебными силами. Так ...
0
Он ненавидел свою жену. Н Е Н А В И Д Е Л ! Они прожили вместе 15 лет. Целых 15 лет жизни он видел ее каждый день по утрам, но только последний год его стали дико раздражать ее привычки. Особенно одна из них: вытягивать руки и, находясь еще в постели...
0
0